История компании

1991 – настоящее время

«Сименс» в современной России. Обладая инновационными технологиями для промышленности, в сфере производства и передачи энергии, транспорта, а также решениями для городской инфраструктуры, «Сименс» вносит существенный вклад в модернизацию России.

Региональные представительства

В 90-е гг. компания «Сименс» продолжает расширять свое присутствие в России и странах СНГ. В начале 1991 г. было открыто бюро в Санкт-Петербурге, где когда-то началась деятельность фирмы в России. Позднее бюро «Сименс» открываются в Екатеринбурге, Кемерово, Иркутске и в других городах России – от Петрозаводска до Владивостока, организуются совместные предприятия с российскими партнерами. В 1997 г. было создано региональное отделение компании «Сименс» в России – ООО «Сименс».

Проекты «Сименс» в начале нового тысячелетия

В 2000 г. в Приморском районе Санкт-Петербурга была введена в эксплуатацию Северо-Западная ТЭЦ, работающая на высокоэффективном парогазовом оборудовании «Сименс» и имеющая повышенный КПД. В рамках крупного контракта компания осуществила поставки для этой станции газовых турбин, АСУ ТП и другого энергетического оборудования. Северо-Западная ТЭЦ – первая в России электростанция с парогазовым бинарным циклом.

 

В 2002 г. были осуществлены поставки оборудования по заказу ОАО «Газпром» для газопровода «Голубой поток». В этом же году «Сименс» подключил новую систему вентиляции Большого зала Московской консерватории. Еще один интересный факт: в 2002 году компания вновь вышла на объемы заказов, соответствующие уровню ее делового сотрудничества с дореволюционной Россией.

 

В 2003 г. компания «Сименс» поставила Институту медико-биологических проблем Российской академии наук двигатели для запуска центрифуги, используемой при подготовке космонавтов.

 

В 2004 г. «Сименс» оснастил вентиляционным оборудованием Лефортовский туннель, построенный для разгрузки автомобильных потоков на северо-востоке Москвы. Для оптимизации дорожного движения «Сименс» в разные годы реализовал такие проекты, как автоматизация системы управления движением на Невском проспекте в Санкт-Петербурге и на Третьем транспортом кольце в Москве. 

 

В 2005-2006 гг. была заложена основа для долгосрочного партнерства между «Сименс» и ОАО «РЖД» на пути поэтапной реализации высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. Также происходит дальнейшее расширение присутствия компании в регионах России, в том числе и открытие региональных центров в Новосибирске, Ростове-на-Дону, Хабаровске, Самаре. Тогда же компания модернизировала техническое оборудование на НТМК, а также начала реализацию проекта по автоматизации сортировочного центра «Почты России» в Санкт-Петербурге.

В 2007 г. «Сименс» осуществляет крупные поставки медицинской техники в рамках национального проекта «Здоровье» для государственных и частных клиник России. Кроме того, в 2007 г. было учреждено совместное предприятие компании с московским «Электрозаводом» по производству распределительных подстанций.

 

В 2008 г. началось сотрудничество с ОАО «Мосэнерго» по поставке 4 энергоблоков по 420 МВт. Компания осуществила поставку ОАО «РЖД» первого высокоскоростного поезда «Сапсан» серии Velaro RUS, обеспечила энергоснабжение и электрооборудование всех зданий завода «Фольксваген» в Калуге, а также провела строительство под ключ автоматизированной линии сборки и сварки. В этом же году «Сименс» получил заказ на реконструкцию и замену целого ряда оборудования для «Северстали».  

Начиная с 1996 г. компания модернизирует старые и строит новые установки на НЛМК и других ведущих предприятиях отрасли.

 

В 2009 г. в Москве была введена созданная «Сименс» автоматизированная система управления дорожным движением Третьего транспортного кольца. Продолжается плодотворное сотрудничество с ОАО «РЖД» – заключено соглашение о разработке и производстве 54 электропоездов серии Desiro RUS, в том числе для Сочи и Казани. В этом же году компания «Сименс» договорилась с ЗАО «Группа Синара» об учреждении совместного предприятия по созданию в России серийного производства электровозов с асинхронным типом привода «Сименс». Тверской вагоностроительный завод и ОАО «РЖД» заключили соглашение о поставке 200 спальных вагонов габарита RIC для международных пассажирских поездов с привлечением компании «Сименс» в качестве основного субпоставщика. Высокоскоростной электропоезд «Сапсан» производства «Сименс» совершил первый рейс между Москвой и Санкт-Петербургом, что стало началом новой эпохи в развитии железных дорог в стране.

 

С 2010 г. скоростные поезда «Сапсан» регулярно курсируют между Москвой, Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом. «Сименс» оснастил системой автоматизации и диспетчеризации магазины «Медиамаркт», здание Военно-морского музея в Санкт-Петербурге, а также санаторий «Русь» в Сочи. Компания заключила контракт с ОАО «Энел ОГК-5» на обслуживание Невинномысской ГРЭС. В Кемерове открылся первый сервисный центр, обслуживающий самосвалы «БелАЗ». C этого же года Siemens PLM Software, подразделение компании «Сименс», и Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева реализуют крупнейший в России проект по внедрению программного обеспечения и услуг для управления жизненным циклом изделия (PLM).

Курс на локализацию

В 2011 г. концерн «Сименс АГ» объявил о миллиардной программе инвестиций в России. Компания начала локальное производство электродвигателей на совместном предприятии «Сименс Электропривод», открыла локальное производство электротехнического оборудования «Сименс» в г. Воронеже. Грузовой электровоз «Гранит» (2ЭС10) с тремя секциями установил рекорд: локомотив провел через Уральские горы состав весом 9000 тонн. Этот электровоз производится для нужд РЖД на ООО «Уральские локомотивы» – совместном предприятии «Сименс» и Группы Синара в Верхней Пышме под Екатеринбургом. Компания осуществила поставку оборудования «Транснефти» в рамках проектов ВСТО – 1, 2, а также техники для Федеральных медицинских центров РФ в Калининграде, Краснодаре, Астрахани, Пензе, Чебоксарах, Перми, Челябинске, Тюмени, Красноярске, Хабаровске и Владивостоке.

 

В 2011 г. «Сименс» установил в новом офисе банка «Санкт-Петербург» интеллектуальные системы автоматизации и безопасности. В Москве компания приняла участие в реконструкции Большого театра, оснастив его самыми современными инжиниринговыми системами. Ряду крупных отелей оборудование «Сименс» помогло повысить уровень комфорта гостей. В этом же году был создан научно-исследовательский центр «Сименс» в Сколково, а в Кронштадте открылась дамба для защиты Санкт-Петербурга от наводнений, на которой установлена автоматизированная система управления «Сименс». В Казани была обновлена система уличного освещения в одном из районов города с помощью светильников на основе светодиодов «ОСРАМ».

 

Важной вехой в развитии скоростного и высокоскоростного движения на сети железных дорог России становится подписание ООО «Сименс» заказа на поставку 1200 вагонов электропоездов «Ласточка» (серии Desiro RUS) для ОАО «РЖД».

 

В 2012 г. в Воронеже открылся завод «Сименс» по производству трансформаторов – первое предприятие, построенное компанией с нуля за многие десятилетия в России, и головное в производственном кластере «Сименс» в Воронежской области. Кластер также включает завод высоковольтного оборудования и производство комплектных распределительных устройств (КРУЭ). Реконструкция энергоблока Киришской ГРЭС с использованием оборудования «Сименс» позволила удовлетворить растущие потребности Санкт-Петербурга и Ленинградской области в энергии. В этом же году в Россию из Германии начали прибывать электропоезда «Ласточка» производства «Сименс»

В 2013 г. исполнилось 160 лет со дня основания компании «Сименс» в России. В Ленинградской области по маршруту Санкт-Петербург – Чудово – Великий Новгород стал курсировать пригородный электропоезд «Ласточка» производства «Сименс», адаптированный к российским условиям. Затем пассажирская эксплуатация «Ласточек» также началась в Нижнем Новгороде, Казани и Сочи. В этом же году «Сименс» в партнерстве с Группой Синара приступил к локализации производства этих электропоездов на заводе «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом и к выполнению крупнейшего заказа на 1200 вагонов для «Ласточек», сделанного РЖД в 2011 г.

 

В 2013 г. «Сименс» поставил оборудование на Курганскую и Сызранскую ТЭЦ, а также на «Ямал СПГ». Были произведены поставки КРУЭ 500 и 220 кВ для Нововоронежской АЭС-2 и оборудования для компании «Транснефть» в рамках проектов ВСТО. 

На востоке Ханты-Мансийского автономного округа была запущена Няганская ГРЭС – крупнейшая в России тепловая электростанция, построенная с нуля в северных широтах, и одна из самых современных в стране. Она включает в себя три парогазовых энергоблока суммарной мощностью 1302 МВт и способна обеспечить электроэнергией половину Ханты-Мансийского автономного округа. В сердце Няганской ГРЭС – инновационное оборудование производства «Сименс». На станции внедрены наиболее передовые технологии в тепловой генерации, позволяющие ей достичь одних из самых высоких показателей эффективности среди российских электростанций аналогичного класса.

 

В 2014 г. на заводе «Уральские локомотивы» под Екатеринбургом выпущена первая «Ласточка» российского производства. Благодаря этим скоростным пригородным электропоездам, которые «Сименс» производит для РЖД, у пассажиров есть возможность добираться до места назначения быстро и с комфортом.

В 2015 г. «Сименс» продолжил локализацию своих технологий в России. Так, в июне 2015 г. был торжественно открыт завод по производству газовых турбин под Санкт-Петербургом. Кроме того, «Сименс» и «Термотрон-завод» объединили усилия и создали совместное предприятие, которое специализируется в области разработки, реализации и производства сигнальных систем, а также обслуживания запасных частей для железнодорожных путей. В этом же году была произведена поставка КРУЭ 110 кВ для Челябинской ГРЭС, а в Центре ядерной медицины ОАО «РЖД» и сети медицинских центров «Медскан.РФ» было установлено высокотехнологичное медицинское оборудование. Также «Сименс» и РЖД подписали сервисный контракт на обслуживание поездов «Ласточка» сроком на 40 лет. В Уфе был реализован совместный проект компании «Сименс» и АО «БЭСК» по модернизации электросетевого комплекса города с элементами Smart Grid

 

В 2016 г. «Сименс» поставил оборудование для подстанции 110 кВ «София». Скоростные электропоезда «Ласточка» производства завода «Уральские локомотивы» начали курсировать по Московскому центральному кольцу. Эти поезда адаптированы к российским климатическим условиям и способны при частых остановках быстрее набирать скорость. В этом же году завод «Сименс Электропривод» впервые выпустил частотные преобразователи SINAMICS S120 под маркой «Сделано в России».

 

В 2017 г. «Сименс» и ОАО «РЖД» запустили уникальный Центр обработки и анализа данных, получаемых при эксплуатации подвижного состава. Новый Центр создан на базе моторвагонного депо «Подмосковная», где осуществляется диагностика и сервисное обслуживание электропоездов «Ласточка». Кроме этого, 1 июня 2017 г. «Сименс» и ПАО «Ленэнерго» заключили договор о модернизации участка распределительной сети Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. В сентябре 2017 г. в Тамбовском государственном техническом университете при участии «Сименс» состоялось открытие Центра коллективного пользования «Цифровое машиностроение», а в ноябре в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого открылась совместная научно-исследовательская лаборатория «Сименс» и СПбПУ «Промышленные системы искусственного интеллекта». В декабре 2017 г. на заводе «Ямал СПГ», для которого компания «Сименс» поставила энергетическое оборудование, была отгружена первая партия сжиженного природного газа.

«Сименс» сегодня: цифровые технологии

В 2018 г. «Сименс» впервые провел «День дигитализации» для российских партнеров и заказчиков – мероприятие, посвященное цифровым технологиям в промышленности. Кроме того, компания приняла участие в создании единого цифрового пространства «4.0 RU» и запуске инициативы по цифровизации российской экономики GRID.

 

В мае 2018 г. был открыт новый цех по ремонту и восстановлению рабочих и направляющих лопаток газовых турбин, а в июне – совместная лаборатория «Сименс» и Казанского технического университета им. А.Н. Туполева, созданная с целью обучения специальностям в области управления жизненным циклом изделия. В этом же году была принята в постоянную эксплуатацию сортировочная горка на станции Лужская-Сортировочная, построенная «под ключ» для РЖД. 

В 2019 г. компания «Сименс Мобильность» заключила контракт стоимостью 1,1 млрд евро на расширение парка скоростных электропоездов «Сапсан». В Чечне был введен в эксплуатацию второй энергоблок Грозненской ТЭС, оборудованный «Сименс». А в университете ИТМО компания открыла научно-исследовательскую лабораторию «Когнитивные технологии в промышленности», что стало важным шагом компании на пути развития локальных цифровых проектов. Кроме того, в 2019 г. было принято решение о создании совместного международного научно-образовательного центра «Сименс» и СПбПУ.

В 2020 г. компания активно оказывала поддержку медицинским учреждениям и организациям в целях борьбы с пандемией COVID-19. Компании группы «Сименс» совместно с коммуникационным агентством NW Advisors передали в дар Гагаринской центральной районной больнице высокотехнологичный компьютерный томограф SOMATOM go.Up производства Siemens Healthineers. Кроме того, фондом по борьбе с COVID-19 под эгидой некоммерческой организации Caring Hands были собраны денежные средства на покупку 44 облучателей-рециркуляторов для ковидного госпиталя Белебеевской центральной районной больницы.

 

В мае 2020 г. специалисты компании провели первые в России пусконаладочные работы в удаленном режиме, успешно завершив малую инспекцию газотурбинной установки SGT5-4000F на Няганской ГРЭС.

 

В этом же году «Сименс» приступил к модернизации логистической системы на Нижнекамском заводе грузовых шин, что позволит существенно расширить производственные мощности предприятия, а также обеспечить эффективную и своевременную доставку и складирование продукции.

 

В 2020 г. в рамках стратегии «Видение-2020+» энергетический бизнес был выделен в отдельную компанию. Так была образована независимая компания «Сименс Энергетика», которая в настоящий момент является мировым лидером в энергетическом секторе.

В 2021 г. компания «Сименс» одной из первых в России внедрила концепцию «Новой нормальности» (New Normal) в организации офисного пространства. Данная концепция полностью отвечает требованиям безопасности, связанным с пандемией, дает максимальную гибкость и позволяет быстро и без особых усилий трансформировать офис в зависимости от потребностей бизнеса.

 

В июле компания подписала соглашение о сотрудничестве с Администрацией Екатеринбурга, в рамках которого планируется внедрение и развитие цифровых технологий на предприятиях города. Кроме того, компания «Сименс Мобильность» начала поставки в Россию третьей партии скоростных электропоездов «Сапсан». Все 13 составов из новой партии планируется передать заказчику к июлю 2023 года.